|
«Уложат» в срок. Депутаты предложили наказывать угонщиков автомобилей
реальным лишением свободы 29 октября 2008 г.
Независимые эксперты, в свою очередь, придерживаются мнения,
что законодательное ноу-хау пойдет лишь на пользу. «Такие шаги можно только
приветствовать, – заявил в интервью «НИ»
московский адвокат
Петр Домбровицкий. – Например, в Узбекистане понятия «угон автомобиля»
вообще не существует – там можно ключи в замке зажигания оставлять. А все
потому, что за это преступление там автоматически дают минимум 15 лет лишения
свободы. Я уверен, что эта инициатива принесет плоды. Угонщики поймут, что
машина не стоит пяти лет тюрьмы». По словам
адвоката из Москвы Домбровицкого,
в большинстве случаев авто угоняют у людей со средним достатком, которые в
течение нескольких лет готовились к покупке, откладывая деньги, или были
вынуждены взять кредит. «Что касается разговоров о том, что в тюрьму попадут
пацаны, взявшие машину просто покататься, то это полная ерунда, – считает
московский
адвокат Петр
Домбровицкий. – Как правило, подростки совершают такие преступления в
нетрезвом виде. А это означает, что они представляют общественную опасность –
могут врезаться во встречный автомобиль или сбить пешехода».
В Государственную думу РФ внесен законопроект, цель
которого – ужесточить наказание за угоны автомобилей. Его авторы – депутаты от
КПРФ Владимир Улас и Игорь Эдель – предлагают признавать угонщиком любого
человека, управляющего чужим автомобилем и не имеющего на это законных прав. По
мнению парламентариев, инициатива всерьез ударит по процветающему сегодня
криминальному бизнесу, ведь пробелы в уголовном законодательстве позволяют
преступникам с легкостью избегать наказания. Эксперты приветствуют предложение
законотворцев и отмечают, что многие развитые страны мира уже давно пошли по
такому пути.
Представители правоохранительных органов и
независимые эксперты сходятся во мнении, что российское уголовное
законодательство, касающееся угонов автомобилей, сегодня далеко от идеала.
Угонщик в нашей стране может быть привлечен к ответственности сразу по трем
статьям Уголовного кодекса – 158 «кража», 166 «неправомерное завладение
автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и 330
«самоуправство». Особенно жаркие споры вызывает статья 166 УК РФ, потому как
пойманный преступник всегда может заявить милиционерам, что взял машину не для
того, чтобы в дальнейшем продать ее и получить деньги, а «покататься». «Это
происходит постоянно. Можно сделать удивленные глаза, сказать, что забыл деньги
на троллейбус и потому решил доехать домой на чужой машине, – пояснил «НИ»
президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – В результате
человек отделывается штрафом».
При этом также известно, что в Москве до суда доходит лишь 5–7% случаев угонов
транспортных средств. К примеру, в прошлом году, по официальным данным, в
Столичном регионе было совершено 16 тыс. краж и угонов автомобилей, а осудили
всего 632 человека.
«Когда мы увидели эти цифры, то пришли в ужас, поскольку до этого не до конца
представляли масштабы бедствия, – признался «НИ» один из авторов законопроекта,
депутат Владимир Улас. – Мягкость законодательства привела к тому, что угонщики
перестали бояться возмездия. К тому же возможность по-разному квалифицировать
одно и то же преступление порождает жуткую коррупцию в правоохранительной
системе.
Потому мы предлагаем убрать из статьи 166 формулировку «без цели хищения», чтобы
угонщик никак не мог избежать кары». По мнению г-на Уласа, преступники,
занимающиеся воровством машин, прекрасно знают все пробелы в законодательстве.
«В этом криминальном бизнесе вращаются огромные деньги, и заплатить штраф для
преступников – не очень-то серьезная проблема, – продолжает парламентарий. –
Никаких «вилок» в виде наложения штрафа и условного наказания быть просто не
должно. Угон автомобиля должен караться лишением свободы сроком на пять лет». В
пояснительной записке к законопроекту, в частности, отмечается, что «никому в
голову не приходит пускаться в рассуждения, что кто-то взял чужой сотовый
телефон «просто позвонить» или что подросток залез в квартиру и вынес ноутбук
для того, чтобы «поиграть в Интернете».
В правоохранительных органах уже поддержали инициативу депутатов. В частности,
начальник ГУВД Москвы генерал-полковник Владимир Пронин подтвердил, что
«преступники активно используют пробелы
в действующем законодательстве». «Применение статьи 166 российского УК
действительно создает огромную головную боль для сотрудников правоохранительных
органов, – пояснил «НИ» пресс-секретарь Департамента уголовного розыска (ДепУР)
МВД России Андрей Злыдень. – Профессиональные угонщики знают эту лазейку и
активно пользуются ей».
Независимые эксперты, в свою очередь, придерживаются мнения, что законодательное
ноу-хау пойдет лишь на пользу. «Такие шаги можно только приветствовать, – заявил
в интервью «НИ»
московский адвокат Петр Домбровицкий. – Например, в Узбекистане понятия
«угон автомобиля» вообще не существует – там можно ключи в замке зажигания
оставлять. А все потому, что за это преступление там автоматически дают минимум
15 лет лишения свободы. Я уверен, что эта инициатива принесет плоды. Угонщики
поймут, что машина не стоит пяти лет тюрьмы». По словам
г-на Домбровицкого,
в большинстве случаев авто угоняют у людей со средним достатком, которые в
течение нескольких лет готовились к покупке, откладывая деньги, или были
вынуждены взять кредит. «Что касается разговоров о том, что в тюрьму попадут
пацаны, взявшие машину просто покататься, то это полная ерунда, – считает
московский
адвокат Петр
Домбровицкий. – Как правило, подростки совершают такие преступления в
нетрезвом виде. А это означает, что они представляют общественную опасность –
могут врезаться во встречный автомобиль или сбить пешехода».
|